Модель Камерона и Куинна

Концепция модели

В настоящее время типология корпоративной культуры Камерона и Куинна, использующая теоретическую модель конкурирующих ценностей, является одной из наиболее популярных в исследованиях корпоративных культур в организациях. Авторы предложили не только новую типологию, но и открытый стандартный опросник OCAI (Organizational Culture Assessment Instrument). Этот инструмент стал широко используемым для диагностики не только текущего, но и желаемого состояния культуры в компании.

В опроснике OCAI содержится 24 утверждения сгруппированных по разделам, которые позволяют оценить шесть ключевых измерений организационной культуры: 1) важнейшие характеристики; 2) общий стиль лидерства в организации; 3) управление наемными работниками; 4) связующая сущность организации; 5) стратегические цели; 6) критерии успеха.

Во время опроса респонденты производят распределение 100 баллов между 4 вариантами утверждений, свойственных каждому типу культуры. Ответ дается дважды, чтобы получить два профиля: «реальное положение» и «желаемое положение». Для наглядности профили изображаются в виде графика. Это позволяет выявить различия между ними и определить направления изменений в организационной культуре.

Описание моделей

Каждая модель характеризуется уникальным набором свойств в области управления, лидерства, принятия решений, способов коммуникации, а также различными критериями успешности. В большинстве организаций эти модели могут сочетаться и проявляться в различных пропорциях, и соответственно, один из типов культур может быть доминирующим.

Клановая культура

Очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции.
Высока обязательность организации. Она делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату.
Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.

Адхократическая культура

Динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов.
Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу.

Иерархическая культура

Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры.
Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Критически важно поддержание плавного хода деятельности организации.
Организацию объединяют формальные правила и официальная политика.
Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций.
Успех определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат.
Управление наемными работниками озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.

Рыночная культура

Организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение постав-ленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой.
Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они неколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех являются общей заботой.
Фокус перспективы настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и рыночной доли. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.