Шкалы организационных парадигм

Концепция модели

Данная методика была разработана для выявления и оценки основополагающих принципов, которыми оперируют организации. Шкалы представляют собой инструмент для понимания исходных убеждений членов организации, что позволяет на их основе переходить к информированной выработке решений, планированию деятельности и осознанному участию в ней. Шкалы основаны на «парадигмальной модели организации» Л. Константина и представляют собой систему координат для понимания возможного разнообразия путей развития организации, управления совместной работой на предприятиях любых видов.

Организационная парадигма представляет собой некий образ (модель), и является совокупностью основополагающих, зачастую имплицитных, представлений сотрудников о том, что такое организация, какой она является в настоящий момент и какой может и должна быть. Кроме того, она включает в себя способ восприятия и осмысления сложившейся на настоящий момент ситуации в организации. В целом, парадигма определяет характер корпоративной культуры»

Описание моделей

Каждая модель характеризуется уникальным набором свойств в области управления, лидерства, принятия решений, организации взаимодействия и коммуникации, а также психологических особенностей людей, способных коммуницировать внутри этих культур.

Модель «закрытой» организации

Модель «закрытой» организации напоминает иерархическую культуру описанную в модели Камерона-Куинна. Эту модель Л. Константин схематично изображал в виде пирамиды, где на вершине находится руководитель, который вниз по иерархической лестнице спускает все свои указания. Такая  организация четко структурирована, в ней все продумано и регламентировано. Эта модель идеально подходит для структур конвейерного типа.

Руководителями таких организаций, часто являются лидеры авторитарного склада, склонные к выстраиванию системы контроля и подчинения. У сотрудников таких организаций никогда не возникает вопроса, кому они подчиняются, кто подчиняется им, и как должны взаимодействовать подразделения компании между собой. Ясное осознание своей позиции и роли, а также наличие определенности, обеспечивают людям ощущение безопасности. Здесь их ответственность четко ограничена выделенными полномочиями, а все отклонения регулируются вышестоящим руководителем. В такой организации коммуникация между сотрудниками осуществляется по принципу сверху-вниз, присутствует использование негативной обратной связи, а владение информацией считается признаком власти.

В стабильной среде такая модель может быть высокоэффективной, однако в переменных условиях она оказывается менее гибкой и адаптивной из-за своей склонности к консерватизму.

Модель «случайной» организации

В данной модели сотрудники обладают свободой действий, приветствуется самостоятельность в принятии решений. В таких организациях работают творческие и инициативные люди, которые отрицательно относятся к контролю их деятельности. Коммуникации происходят снизу-вверх и часто носят неформальный и случайный характер, присутствует позитивная обратная связь.

Лидер в такой организации часто имеет «попустительский» стиль управления, он должен уметь находить компромиссы и обладать терпимостью. В «случайных» организациях практически отсутствует какая-либо понятная структура и настроенная система управления, сотрудники максимально автономны и самостоятельны, поощряются инновации. Часто подобные модели встречаются в научных организациях, где различные специалисты проводят собственные исследования, но при этом они объединены общей сферой деятельности или работают в одном подразделении.

В бизнесе также могут присутствовать подобные модели, особенно в начале своей предпринимательской деятельности, так как «случайная» модель обладает большой гибкостью и адаптивностью и может быстро перестраиваться под меняющиеся условия внешней среды. Однако, такая модель не является устойчивой в долгосрочной перспективе, и после перестроения организация может претерпеть значительные изменения, став новой сущностью.

Модель «открытой» организации

Символом «открытой» организации считается круг. В таких организациях происходит диалог «на равных», происходит совместный поиск решений, выслушивается и учитывается каждое мнение. Каждый сотрудник ощущает свою причастность к общему делу, а также имеет возможность реализовать свой потенциал. В таких организациях люди готовы проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Задача лидера – поддерживать и направлять диалог, обеспечивать участие каждого сотрудника в групповой работе и фактически выполнять функции фасилитатора и модератора.

Организации «открытого» типа обладают стабильностью, но при необходимости они могут быстро адаптироваться и изменяться. Однако, длительность процесса принятия решений может быть недостатком этой модели, так как долгие совместные обсуждения и поиск консенсуса требуют больших временных ресурсов. В условиях динамичной и конкурентной среды, где время играет важную роль, «открытая» модель может столкнуться с ограничениями и уступить организациям, способным принимать более оперативные решения.

Модель «синхронной» организации

«Синхронная» модель обычно строится вокруг харизматического лидера, который увлекает весь коллектив организации своей идеей и объединяет их общей целью. Таким образом, сотрудники не просто выполняют поставленную сверху задачу, они также разделяют единую цель и ценности организации. Несмотря на то, что подобная модель в бизнесе встречается относительно редко, она имеет достаточно интересные перспективы.

В современном менеджменте все большую популярность приобретают принципы управления, основанные на ценностях. При таком подходе значительно упрощается координация и контроль, поскольку сотрудники, разделяющие общие ценности, ведут себя предсказуемо и согласованно.

В такую организацию привлекаются только те сотрудники, которые разделяют ее ценности и готовы самостоятельно продвигаться к общей цели, внося свой вклад в процесс ее достижения и беря на себя ответственность за результат. При этом, каждый сотрудник, достигая личных целей, одновременно достигает и целей организации, поскольку в данном случае эти цели не противоречат, а почти совпадают.

Сравнение парадигм

Каждой парадигме присущи свои методы координации и регулирования системы, наборы приоритетов и ценностей, а также способы принятия решений.

Парадигма Координация Регулирование системы Приоритеты и ценности Способ принятия решений
закрытая традиционная иерархия власти негативная обратная связь, ослабление отклонений стабильность, группа, безопасность формальный, «сверху вниз» по должности
случайная инновационная независимая инициатива позитивная обратная связь, усиление отклонений разнообразие, индивидуальность;
творческая инновация
неформальный, «снизу вверх» индивидуально
открытая адаптивный совместный процесс комбинированная обратная связь, гибкое реагирование стабильность и перемены, групповые и индивидуальные;
адаптивная эффективность
согласованный, консенсусный, групповой процесс
синхронная эффективное гармоничное согласие совместное регулирование, эффективное единообразие гармония, взаимная идентификация;
координация без усилий
не подлежащий обсуждению, предопределенный, подразумеваемый видением